10 грехов стартапера

  • 2013

Статья написана в прямом эфире на сайте webman.kiev.ua


Как я связан со стартапами? С одной стороны какие-то из моих бизнесов можно назвать стартапами, с другой - я вхожу в комитет экспертов нескольких интернет-инкубаторов (GrouthUP и Startup.ua) Не нужно обольщаться по поводу инкубаторов, они работают на своей волне и практически не обращаются к экспертам. Происходит все наоборот, проекты, которые подаются в интернет инкубаторы звонят мне напрямую с целью проконсультироваться по поводу того, как понравиться инкубатору. Ну хоть такой хлеб.

День, когда инкубаторам понадобятся советы экспертов - может и не наступить.

Кстати, возможно в России все не так. Вот Морейнис с Главстартом приезжает 23го марта. Сессии стартапов будут длиться с 23го по 25е. Я приглашен экспертом на 24е суббота. Те, кто там подадутся, до встречи на сессии. Будем считать это первым неофициальным анонсом этого мероприятия.

Грех 1. Жадность (думать о деньгах больше, чем о продукте)

Некоторые стартапы начинаются с денег. Мол мы решили денег заработать и вот делаем стартап. Но стартап это не о деньгах. Стартап обычно убыточен как для команды, так и для инвесторов. Стартаперы редко бывают обеспечены, но зато часто бывают на хлебе и на воде.

Но фишка состоит в том, что те, кто мечтает о деньгах - так и останутся на хлебе и на воде. А те, кто мечтает о том, чтобы изменить мир - в итоге становятся богаты. Просто потому, что мечтать о деньгах, это мечтать ни о чем. Ведь деньги - это ничто, только средство обмена. И гордиться ими смешно и грустно. И большинство миллионеров выглядят так, как бомжи с рынка. Потому что деньги для них не роскошь - а возможность, поток, власть, что угодно только не сам факт обладания деньгами. О деньгах думают бедные люди, которыми такими же бедными и останутся.

Грех 2. Нежелание работать в команде

Стартаперы боятся делиться идеей с другими, в итоге делают (а точнее, 'не делают' бизнесы в одиночку). Правда же состоит в том, что вас одного мало для того, чтобы управлять организацией. Все мои успешные бизнесы делались как минимум вдвоем. Впрочем, далеко от этой цифры мне тоже не удавалось уйти. Но можно сказать, что на Украинский портал сильно повлияло 3 человека (я, Саша Сорока и Олег Савчук), а инвесторов у нас было 10ток и очень хороших (например такие славные парни как Александр Корешков и Александр Барабаш). Александр Барабаш и сейчас крут, он владелец чайного клуба, про который я так часто вспоминаю.

Суть состоит в том, что именно то, как вы умеете работать с людьми определяет ваш успех в бизнесе. А поскольку стартапы делаются голодными людьми ценой собственного здоровья, то вам нужно несколько ярких психов и некая психологическая устойчивость, чтобы их выдерживать.

Грех 3. Боязнь ошибаться

Есть такие ушлые стартаперы, которые сразу хотят все предусмотреть. В некоторых из таких проектов я даже участвовал. Ничего хорошего никогда не получалось.

Как так? Разве разумность стартапера не должна быть превыше всего? Нет конечно. Стартаперы это смелые и безрассудные люди, если они умеют делать выводы из своих ошибок - у них все получится. Аккуратные и осторожные люди никогда не создадут стартап. Потому что стартап это по определеню рискованный бизнес. Вы можете как выиграть так и проиграть. И если вас пугает опасность проиграть - не ходите в стартапы. Это точно не для вас.

Стартапер должен быстро учиться. Он должен быть чистым листом, прийти с новой идей быстро ее модифицировать, набить шишек и после этого идея - побеждает. Помните, количество ошибок определяет то, как вы двигаетесь в разработке проекта. Если вы не совершаете ошибок - может вы уже умерли.

Ученые ставят миллионы экспериментво открывая новые горизонты. Стартаперы ставят миллионы экспериментов, пытаясь пробиться. Те, кто пробились - потом получат за то вознаграждение. Те, кто не пробились - тех запинают другие волны бегущих стартаперов.

У меня есть моя личная формула счастья:

а) Ежедневно ошибайтесь в направлении, которое вам ценно

б) Ежедневно любите и находите объект вашей любви

в) Ежедневно циклитесь на чем-то, что вам дорого

И эта формула в моей жизни начиналась именно с ошибайтесь. Потому что ошибка - это работа на грани, это попытка узнать что-то новое, это смелость. Нет ошибок - у вас не хватает смелости.

Грех 4. Незнание себя, нежелание ориентироваться на свои внутренние ценности

Стартап это о вас, а не о ком-то другом. О том, что вы любите, чем хотите заниматься. Не спрашивайте о теме стартапа у других. Спросите у себя.

Я уверен (и убеждался за 15 лет создания новых бизнесов не раз) то, где ты занимаешься своим любимым делом - всегда победит. Даже если рынок не будет готов, даже если другим это не нужно. В той сфере, где вы знаете себя - вы победите. Там, где пойдете против собственного я - вы проиграете, всегда. Проиграете людям, которые предназначены для этой идеи лучше чем вы.

Стартап должен быть таким, что никто не смог бы украсть вашу идею, просто потому, что это идея специально для вас.

Я вот фанат рисования, карт, архитектуры, Лондона и iPhone, поэтому текущий самый быстрорастущий проект в моей жизни - это рисованная карта Лондона. И хочу вам сказать, что других таких людей любящих Лондон, архитектуру карты и iPhone не так много и каждый из них был бы моим лучшим другом, а не конкурентом.

Вот, что такое знать себя. Это такой радикальный способ уйти от конкуренции использовав все свои преимущества разом.

Не бойтесь себя, именно в вас скрыто все те замечательные идеи стартапов, которые вы сможете воплотить.

Грех 5. Боязнь запачкаться, неумение ничего делать руками

Выросло новое поколение стартаперов белоручек. Раньше так не было, тогда, когда мы начинали мы умели сами рисовать баннеры, кстати баннер нарисованный мной на запуск УБС имел кликабельность на уровне 2.5%*не нашел, чтобы показать. Саму баннерную сеть мы написали вдвоем за две недели.

Дизайн я нарисовал сам, скопировав тему диагональных линий с Яндекса Лебедева. Этот крези дизайн не сохраниля (хотя где-то я его видел), но сохранился второй дизайн.

Когда приезжаешь в Турцию, понимаешь, что сервиса в Крыму у нас никогда не будет. Потому что в турецких отелях турецкие мужчины моют пол, прислуживают, а никто из крымчан на такое не способен. Да он скорее умрет, чем начнет мыть пол.

Белоручки, это бич нашего общества. По рынку ходят 'стартаперы', в поисках СТО, технического директора, то есть человека, который будет за них что-то делать. Но ведь самый яркий из стартапов современности (да, я имею в виду Facebook) был написан лично Цукербергом, который программировал его сам долгое время. А сосед по комнате попросил помочь, но Цукерберг сказал, что он ничего не умеет, тогда он уехал домой, выучил Perl и приехал. На что Цукерберг усмехнулся - ведь Facebook пишется на PHP. Ничего, он выучил и PHP. И это был Дастин Московиц лучший по мнению многих CTO современности.

Почему-то меня не удивляют рассказы в западной прессе, когда двое юристов (возможно они были плохими юристами) выучили программирование и создали стартап. Но где подобные истории у нас на Украине? У нас создатели стартапа обычно просто потрясают своим невежеством. Все, что они умеют, это стоять с протянутой рукой за деньгами от инвесторов или делать презентации. Но делать презентации и делать стартап - совершенно разные вещи.

Грех 6. Жадность, слишком много функций в первом продукте

Создатели стартапа боятся. Боятся, что он не понравится пользователям. Поэтому они добавляют в него все те лишние функции, которые, как им кажется, понравятся тем самым пользователям, которым боятся не понравиться они. И этим топят стартап. Он не может поплыть, когда он перегружен непонятными функциями.

Так страх убивает стартапы. Джобс победил тогда, когда решился сделать телефон с одной кнопкой. Прошло почти 10 лет и до сих пор на телефон с одной кнопкой никто не решился. У Android кнопок 4, а в новом телефоне который появился сейчас от Microsoft (друзья разрабатывают софт под эти новые телефоны) их три.

Оставляйте свои проекты элегантными. Наличие одной яркой функции позволит проектам оставаться на плаву и побеждать. Ведь пользователи не могут запомнить даже две функции и сейчас именно об этом.

Грех 7. Думать, что пользователи умные

Люди которые делают стартапы изначально наделены интеллектом. Хоть это и не признается другими стартаперами. Это образованные люди с высшим образованием и способностью к программированию. У них есть искушение сделать сервис для умных.

Но большинство людей далеки от идеала. К тому же им некогда разбираться с тем, что вы натворили. В итоге они тратят на ваш сайт 5 минут и не больше и все, что успеют уловить за это время - то и поймут.

Специалисты по юзабилити нужны для того, чтобы привести пользователя посадить его за компьютер и показать вам, что пользователи ничего не понимают на вашем сайте. Более того, если копнуть глубже даже друзья коллеги не понимают ничего на вашем сайте.

Поэтому нужно рассчитывать на самого тупого из пользователей, который может видеть и жать на кнопки. Просто потому, что никаких людей кроме вас самих, желающих разбираться в вашем клубке логических построений - не существуют.

Как пользоваться продуктом должно быть понятно с самого начала и он должен быть из одной кнопки.

Желающим получить представление о том, как думают люди, рекомендую посмотреть в записи программу Безумно красивые в этой передаче два парня пытаются отгадать знают ли ответ на вопрос девушки. Смешное состоит в том, что парни тоже не знают ответов на простые вопросы. И это не постановка. Возможно ответы отобраны, но люди реально так думают, я проверял.

И вот когда вы поймете, что пользователи не знают, сколько грамм в килограмме, вы будете готовы сделать сервис для людей.

Кстати люблю передачу 'Безумно красивые' за то, что начинаешь понимать как мыслят люди. Не верите, что это правда? Не проверяйте на родных и близких. Возможно вы огорчитесь когда узнаете, что кто-то из них не знает сколько грамм в килограмме.

Грех 8. Боязнь пользователей, бояться спросить, что им нужно

Есть люди, которые могут помочь вам в создании продукта - это ваши пользователи. Но пользователи могут раскритиковать вас, поэтому если вы сомневаетесь в собственном решении - лучше не спрашивать пользователей и начинайте их избегать. Скрывайтесь от них, не читайте писем, не оставляйте телефон на видном месте.

Так все и поступают. Пользователи с*ка страшные...

А вообще они добрые и ласковые, но я видел просто миллион команд, которые после запуска начинают скрываться от мнения пользователей. И это игра в прятки может продолжаться годами.

Настройте простой конвеер, собирайте все предложения пользователей. Не спешите их все воплощать (памятую о грехе 6 про жадность), но живите с открытыми глазам и в тесном контакте с пользователями.

Одним из решений является база данных с предложениями пользователей. Поверьте, для большого проекта - это того стоит. Но даже если у вас маленький и чахлый проектик, пользователи - это ваши друзья, любите их, зовите на чай, не теряйте связь.

Грех 9. Жадность, думать о продаже ресурса

Хорошие ресурсы не продаются. Они несколько более сильно связаны с создателем (см. грех 4), чем те проходные проекты, которые тут же выставляются на продажу. Билл Гейтс не продал Microsoft, а Джобс не продал Apple. И Цукерберг не продал Facebook. Потому что когда проект состоялся - его не продают, его развивают дальше. Жизненный цикл продукта - достаточно длинный. Даже такая быстрая вещь как Facebook проживет до самой смерти Цукерберга.

Те же из стартаперов, которые делают проект на продажу - они ни понимают суть. Создатель Ikea никогда не продаст ее, потому что он часть этого проекта. А если вы не часть проекта - то проект неудачный (см. грех 4).

Поэтому когда мне стартаперы говорят, что строят проект на продажу, я не рекомендую никому в них инвестировать. Потому что так никто не делает.

Кстати, тот факт, что Ex.ua стали продавать (ходить по рынку и предлагать купить) через полгода после создания сильно понизило лично для меня рейтинг этого проекта. Ну не верю я в такой подход.

Грех 10. Сдаваться раньше времени

Сколько нам ждать до известности проекта? Многие задают этот вопрос. Но честный ответ звучит не очень лицеприятно, в среднем от успеха проект отделяет - три года. Мы делали много проектов, но большинство из них начинало быть похожим на успешный проект через три года. Когда закрыли Infostore.org, мы спрашивали у пользователей, сколько лет проекту. И все ошибались на три года, им казалось, что проект появился 3 года назад, а ему было уже 6 лет. И с самого начала в нем был весь тот функционал, который у него был и в момент закрытия. В нем была возможность вести фотоальбом, отправляя MMS на специальный номер (то есть из турпохода). Но никому кроме создателей этот проект не был нужен три года. И это не смотря на практически неограниченные возможности в рекламе от Украинская баннерная (bannerka.ua)

А вы знали об ukr.net в первые три года после его открытия? А bigmir.net не смотря на одну из самых крупных на тот момент инвестиций (200 тысяч от американских пенсионеров/ сейчас такая сумма кажетя более чем скромной) не был крупнейшим порталом первые два года.

Три года существования Google - все пользовались Альтавистой. А первые тви года существования Twitter - все крутили у виска по поводу того, кому он нужен и справедливо предполагали, что его автор сошел с ума.

Бывает так, что даже инвесторы уже все сдались, а проект запускается позже. Когда автор DHL запускал этот монстр, у него было столько долгов, что банки прознав бы про них тут же поместили бы его в тюрьму. А он таки запустил бизнес, заставил его работать и это один из самых великих бизнесов современности.

После того, как бизнес состоялся - просто рассказывать, что он был обречен на успех. А на самом деле создатели этого бизнеса не сдались десять тысяч раз перед тем, как пользователи вообще узнали, что такой бизнес существует и поверили в него. Великие бизнесы современности - это результат неимоверной преданности бизнес-идее своих создателей.


Мой тренинг по стартапам пройдет 2-3 июня. Записаться.

Рекомендую книгу

Гай Кавасаки : Стартап